Гиперактивность у детей. Лечение, причины и симптомы гиперактивности.

Гиперактивность у детей.


Гиперактивные дети чрезвычайно подвижны, энергичны, и своим поведением приводят окружающих в состояние раздражения. Такое поведение не стоит расценивать как патологическое. Врачи относят его к специфическим заболеваниям, и связывают с нарушением внимания. Ребенок с гиперактивностью не способен сосредоточиться надолго на каком-либо предмете, не всегда контролирует свои действия, неусидчив и импульсивен. Среди поведенческих особенностей таких детей отмечаются: беспокойство – в 70% случаев, невротические привычки – в 69,5%, проблемы со сном – в 46%, с аппетитом – в 50%, а также назойливые движения, подергивания, неловкость.

Гиперактивным детям приходится больше прилагать усилий в общеобразовательной школе для освоения навыка чтения, письменной графики, правописания. В общении со сверстниками у них непременно возникают конфликты, проблемы с коммуникацией. В коллективе класса они занимают место аутсайдера. Учителя и воспитатели воспринимают их как «неудобных» личностей, создающих проблемы с управлением учебным и воспитательным процессом.

Но основная нагрузка по воспитанию гиперактивного ребенка ложится на плечи родителей. Поэтому необходимо распознавать эту проблему заранее, чтобы вовремя принять меры, правильно организовать работу с ребенком, начать лечение.

Симптомы гиперактивности у детей.

О наличии у малыша гиперактивности в поведении свидетельствуют три базовых признака.

Чрезмерная двигательная расторможенность. Она выступает как проявление утомления. Утомление в детском возрасте довольно часто выражается в неспособности контролировать собственное поведение, в перевозбуждении.

Дефицит активного внимания. Ребенок не может удерживать внимание в течение некоторого времени на одном процессе или явлении. Для сосредоточения необходима мотивация. Формирование мотивационного механизма требует достаточной зрелости личности.

Импульсивность, которая связана с неготовностью к торможению желаний и побуждений. Гиперактивные дети имеют склонность совершать непродуманные поступки под влиянием момента, не способны подчиняться правилам.

Одной из характерных черт умственной деятельности таких ребят выступает цикличность. Их мозг продуктивно работает около 15 минут, а затем минут 5 подготавливается к новому циклу активности. Период подготовки к новой активности можно заметить по «выпадению» ребенка из процесса общения или деятельности. Чтобы оставаться в привычной реальности, малыш вертится, крутит головой, совершает какие-то действия. Двигательная активность позволяет поддержать постоянную работу мозга.

В одиночестве ребенок с гиперактивностью не способен сосредоточиться на чем-либо, выполняет несложные монотонные действия, становится вялым. Ему необходима внешняя активация. В небольшом коллективе или семье такой малыш ведет себя довольно адекватно, но в большой группе излишне возбуждается и теряет способность полноценно работать.

К числу признаков следует отнести неловкие движения, возникающие из-за слабой моторной координации. Дети могут непрерывно болтать, комментируя все происходящие вокруг них события.

Среди гиперактивных детей довольно много одаренных, обладающих творческими или иными способностями. Они могут обладать хорошим общим интеллектом, но испытывать затруднения с его развитием.

Причины, провоцирующие гиперактивность.

К развитию синдрома гиперактивности могут приводить осложнения в развитии малыша, происходящие во время его вынашивания, родов, или в младенчестве. Вызывают осложнения целый комплекс факторов:

1) Хронические заболевания молодой мамы.

2) Перенесенные беременной мамой инфекционные заболевания и принимаемые группы лекарств.

3) Отравления будущей мамы некачественной пищей, употребление алкогольных напитков, курение, ушибы или травмы.

4) Угроза выкидыша, переживаемая во время вынашивания.

5) Осложнения при родах, приводящие к асфиксиям, кровоизлияниям.

6) Вмешательство в процесс родов – стимуляция, кесарево сечение, затяжной или быстротечный процесс.

7) Болезни у младенцев, при которых держится высокая температура и необходимо принимать сильнодействующие лекарства.

8) Ухудшение ситуации с экологией в месте проживания новорожденного.

Лечение гиперактивности у детей.

Специальная терапия для детей с гиперактивностью должна быть комплексной и включать медикаментозное лечение, методы психолого-педагогической коррекции, элементов психотерапии. Назначение терапевтического курса производится детским неврологом.

На сегодняшний день реализуется несколько подходов к лечению гиперактивности.

За рубежом распространено применение корковых стимуляторов, или ноотропов. Это группа веществ, способствующих улучшению работы мозга, обменных процессов, повышающих тонус коры мозга. В дополнение к ним назначаются препараты, содержащие аминокислоты, которые активизируют обмен веществ мозга.

В нашей стране используется нейропсихологический подход. Он практикует коррекцию поведения ребенка через специальные упражнения. Цель этих упражнений – разрушить неправильно сформированные навыки, и создать новые, эффективные модели поведения. Это довольно длительный процесс, занимающий почти год. Нейропсихологическая коррекция способна заставить мозг работать в соответствии с нормами.

Синдромальный подход в качестве лечебной методики использует специфические игры. В игровой деятельности формируются умения сдерживать импульсивность, фокусировать внимание, контролировать собственные поведенческие реакции. Задача, которую решает врач при вовлечении ребенка в игру – научить его выполнять каждую функцию по отдельности и все вместе.

Для гиперактивных детей разработана и успешно реализуется поведенческая психотерапия и психотерапия семейная.

Своевременный диагноз и назначенное комплексное лечение позволяет успешно компенсировать гиперактивным детям поведенческие нарушения, и способствует движению к полноценной жизни в обществе, социальной и профессиональной реализации.

Предыдущие статьи: