Как научить ребенка говорить, общаться? Развитие речи у детей.

Учить ребенка говорить необходимо с самого рождения – с начала этот процесс идет с восприятия звука из внешнего мира, а уже только потом попытка передать его.

Развитие речи у детей можно разделить на несколько жизненных этапов (деление это очень и очень условное, так как все дети индивидуальны, да и развитие речи зависит от огромного числа факторов, на которые вы либо можете повлиять, либо не можете).

Первый период продолжается с рождения и до полугода. Тут ребенок играет пассивную роль, роль стороннего наблюдателя, потому как его физическое состояние еще очень неразвито. Поэтому все силы организма направлены в первую очередь на его физическое развитие. Кроме того в этот период активно развивается мозг. И даже несмотря на это наш малыш все равно может активно общаться с нами – мы можем заметить это по его реакции на любой звук (уже при произнесении какого-то слова или произнесении слова с какой-то интонацией мы можем получить в ответ улыбку, а это тоже общение), он уже реагирует на окружающий мир, а ближе к 6 месяцам он и сам будет активно с ним общаться, ведь вы уже наверняка услышали от него его первое «агу» или другие комбинации звуков.

Следующий период длится от 6 месяцев до года. В этом периоде малыш активно слушает. Чтобы научить ребенка говорить — учтите эту особенность и направляйте все свои усилия на то, чтобы поспособствовать этому. Ставьте ему музыкальную сказку с песенками и простой речью. Для начала вы должны понимать, что это во-первых урок, который надо повторять в одно и то же время, каждый день и много раз подряд. Для начала малышу не стоит ставить один отрывок (кстати, лучше будет, если отрывок будет один и тот же – так малыш быстрее научится распознавать знакомые звуки и мелодию) больше 10 минут, оптимальное решение – 5-7 минут. Через пару месяцев он уже будет не только узнавать эти звуки, но и пытаться им подражать. Тут очень важно пойти ему на встречу и помочь ребенку справиться со звуками, не бойтесь повторять эти простые слова вместе с ребенком, мяукайте и кукарекайте вместе с ним. Ничего страшного, если ребенок будет просто смотреть на вас – это значит, он активно запоминает. Ведь у такого малыша больше развито пассивное (это когда слова откладываются у него в памяти, он прекрасно понимает, что они означают, просто не может их еще произнести) восприятие, чем активное. Чем больше у малыша пассивный запас, тем легче ему будет в будущем в произношении и употреблении слов в связной речи. Постоянно разговаривайте с вашим ребенком – на улице, дома, в помещениях. Комментируйте все, что вы видите, все, что происходит вокруг. Очень важно тут еще и не давать малышу поблажек – не стоит говорить на машину «би-би», нужно называть ее полным словом, чтобы ребенок запоминал. Если он говорит «би-би» — вы говорите «правильно, это машина». Тогда ребенок постепенно запомнит правильное название предмета. Еще не старайтесь облегчить ему жизнь и не предугадывайте то, что он хотел вам сказать. Наберитесь терпения, пусть ребенок скажет вам сам, что он хочет. Пусть ребенок таким образом сам выйдет с вами на диалог, побуждайте его к этому. Не забывайте, что человек – это существо социальное, и развиваться оно может только при помощи общения с ним.

Следующий этап длится до полутора лет. В этот период у ребенка очень сильно развивается звукоподражательная речь, и это нормально – сначала он разучит звукоподражание на определенный предмет или действие, а потом уже правильное произнесет это самое действие (например, «бах» при падении он заменит в дальнейшем на «пал», то есть упал). Тут главное не поддаться соблазну и не разговаривать с ребенком на его же детском языке, нужно называть все вещи правильно, ведь развитие должно быть опережающим, чтобы была мотивация. То есть надо требовать от ребенка всегда чуточку большего, чем он уже может. Постоянно разучивайте с ним новые слова, говорите простыми предложениями. Разучивайте свойства предметов (всегда в сравнении, иначе это свойство останется для него пустым звуком), этот мячик большой, а этот маленький; этот мячик желтый , а этот красный. Доводить каждое знание нужно до его усвоения, то есть пока вы не увидите, что ребенок понял, что от него требуется. Сравнивайте мячик с кубиком. Все обучение должно подкрепляться наглядными предметами и обязательно проходить в форме игры. Доказано учеными, что оптимально е развитие ребенка происходит в игровой форме, так что не лишайте ребенка этого удовольствия.

Ну и в последнем периоде (он длится примерно с полутора до трех лет) мы закрепляем все действия, проделанные на ранних этапах. Активно развиваем слушание, говорим более сложными предложениями, называем все большие свойства предметов. Делается больший акцент на качество произнесенных слов, так как ребенка надо учить говорить правильно, не то можно упустить момент и потом переучить его правильному произношению будет гораздо сложнее. В течение этого периода ребенок делает акцент не столько на правильное произношение слова, сколько на его слоговый акцент (вместо слова «кирпичи» он может говорить «китити»). И если в определенный момент не исправить его на правильное произношение, потом нужно будет обращаться за помощью к логопедам. Кроме того установлена неразрывная связь между развитием речи у ребенка и развитием мелкой моторики. Если у вас нет средств запастись всяческими мозаиками, пирамидками, шнуровками и т.д., вы спокойно можете использовать в качестве учебной комнаты вашу кухню, так как там есть все самое необходимое. Ребенку всегда интересно, что в той баночке, как оно пахнет, какое оно на ощупь. А если вы позволите порисовать ему на муке, попереливать воду из кружки в банку, пересыпать гречку из пакетика на стол и обратно, то кроме беспорядка на кухне вы обязательно получите многостороннее и правильное развитие вашего ребенка.

Помните, что все эти периоды очень индивидуальны. А тревогу можно бить лишь в том случае, если к двум годам у вашего ребенка нет в активном словаре хотя бы сотни слов. Тогда надо сходить к детскому психологу на консультацию.

Предыдущие статьи: