Кризисы в детском возрасте

Развитие детей происходит неравномерно, периодически наступают моменты, называемые кризисами.

Как правило, слово «кризис» имеет негативный окрас. Но в психологическом развитии его не нужно воспринимать как нечто трагичное и плохое. В данном случае кризис связан с перестройкой мировосприятия и переоценкой ребенком своего места в обществе. Без таких изменений развитие детей просто невозможно.

Признаки проявления детского кризиса

Этапы развития ребенка

Когда наступает кризисный период? Определить это несложно — дети начинают вести себя непредсказуемо. Те способы, которые раньше помогали родителям управлять, успокаивать, наказывать и поощрять, в такие моменты перестают действовать. Подобное поведение детей застает многих родителей врасплох.

Особенности кризисов в зависимости от возраста

  1. 1 год. Это время, когда ребенок становится более мобильным, начинает ходить, перед ним открываются новые возможности. Он перестает быть младенцем.
  2. 2 года. Раньше этот кризис проявлялся позже — в возрасте 3-4 лет, но современные дети уже в 2-2,5 года отвергают помощь взрослых, часто от них можно услышать фразу «Я сам».
  3. 5-6 лет. Кризис проявляется не так резко, он связан с дозреванием коры головного мозга, отвечающей за эмоции. Данный период является переходом от дошкольника к школьнику. В этом возрасте ребенка нужно учить контролировать свое поведение и эмоции. Как правило, он уже способен выстраивать сценарии событий, обобщать свои знания о мире, в нем зарождаются определенные страхи.
  4. 7 лет. Это время, когда ребенок начинает ходить в школу. Он перестает ориентироваться только на правила, принятые в семье.

Подростковый кризис. На этом этапе кризисы еще не заканчиваются. Просто человек перестает быть ребенком. У детей психологические кризисы длятся от нескольких недель до трех месяцев и выражаются достаточно ярко. У взрослых возрастные кризисы могут длиться несколько лет, и при этом домочадцы могут их и не заметить.

Советы для родителей

Семья

Только из-за того, что ребенок начал больше капризничать, не стоит ему все позволять. Нужно постараться переключить внимание на то, что делать можно. Требования слушаться и подчиняться ни к чему хорошему не приведут, они только усугубят ситуацию.

Перед ребенком стоит задача – перестроить отношения с близкими, выйти на новый уровень самостоятельности. Но при этом не стоит предоставлять ему полную свободу, нужно проговорить ситуации, когда ребенок может проявить свою инициативу и самостоятельно принять решение. В этот период просто необходимо научиться договариваться с ребенком. Это важно, чтобы он не видел в лице взрослого человека врага.

Например, в 1,5 года многие дети хотят сами себе налить сок или компот. Родители уже заранее знают, чем это закончится, и зачастую просто запрещают ребенку это делать. Конечно, родителям не хочется лишний раз наводить порядок, вытирать пролитое. Но для ребенка очень важно пройти этот этап, ведь не пролив на себя напиток, он не узнает, что такое вообще возможно. Чем раньше он начнет самостоятельно что-то делать, тем раньше он обретет определенные навыки.

Девочка наводит порядок на кухне

В кризисные периоды дети становятся более настойчивыми и требовательными. Родителям очень важно не упускать из-под контроля своих детей и в то же время помочь им обрести жизненный опыт. Причем пределы допустимых действий должны быть точно обозначены обоими родителями, чтобы не получилось так, что один родитель одобряет какое-то поведение или действие, а другой – запрещает.

Все дети, независимо от возраста, любят экспериментировать. Понаблюдав за ребенком, узнав, на что он уже способен, необходимо предупредить о последствиях. Например, маленьким детям нужно объяснить, что такое горячо, остро, что может произойти, если ребенок будет играть с тем или иным предметом. То же самое касается и детей постарше. Ведь все эксперименты и наблюдения существуют для того, чтобы узнать, к чему они приведут. Чтобы они не были плачевными и болезненными, крайне важно поговорить с ребенком и все ему объяснить.

Объяснение должно быть доступным, спокойно высказанным в тот момент, когда ребенок слушает. Если ребенка ругать, то он поймет лишь то, что родитель очень зол, а информацию, заключенную в словах, он вообще не будет воспринимать. Тем не менее, с первого разговора ни один ребенок не послушается. Например, он не дает другим детям играть в песочнице. Можно сказать, что если он будет себя так вести, то придется уйти с площадки. И повторять действия до тех пор, пока ребенок этого не поймет.

Многие дети выражают в действиях то, что не могут сказать словами. Поэтому протест и несогласие часто проявляются швырянием предметов или дракой. В этом случае тоже очень важно поговорить с ребенком, выяснить, с чем он не согласен, научить, как это несогласие можно выражать словами.

Предыдущие статьи: